пятница, 3 мая 2013 г.

Упрямые клеточки


 Упрямые клеточки
часть 1
Это очень трудно – ориентироваться на плоскости в тетради.
Пространственные диктанты, которые широко используются в предшкольной подготовке, преследуют не только эту узкую прагматичную цель. Они должны способствовать развитию пространственных представлений и пространственного мышления.
Однако, прежде чем «загонять» малыша в клеточку, нужно научить его выполнять похожие действия с помощью предметов, игрушек, собственного тела. Это те же диктанты, но не требующие точных графических действий: поставить точку в нужной мелкой клеточке – серьезная и утомительная работа и для руки, и для глаз, и для координированных действий.
Здесь ребенок работает не на плоскости, а в трехмерном пространстве, которое к тому же можно и наполнить образным содержанием.  

Игрушки на параде



Для игры понадобится несколько небольших игрушек, которые должны устойчиво стоять на плоскости. Подойдут резиновые игрушки примерно одинакового размера. Взрослый говорит, что игрушки готовятся к встрече именитого гостя – волшебника, кукольного мастера и т. д. Для торжественной встречи игрушкам нужно построиться. Как будут строиться игрушки, решает распорядитель встречи.
Для начала им нужно выстроиться в ряд.
Первым встанет поросенок (ребенок берет поросенка и ставит его на условную линию), вторым – слоненок  и т. д.
Можно проверить, сколько игрушек в заданной последовательности запоминает ребенок, и «диктовать» ряд предметов на уровне доступной сложности.
Когда ребенок усвоит линейное построение можно перейти к более сложным пространственным задачам.
Например, а в центре площади встанет щенок, справа от него - котенок, слева от щенка – лисичка, перед щенком – лягушка, сзади щенка – волк.
Более сложное построение связано с наращиванием рядов: слева от лягушки – курочка, перед лягушкой – петушок и т. д.
Когда дети будут справляться с построением резиновых игрушек, их можно заменить на более мелкие серийные игрушки – например, на игрушки их шоколадных яиц или фигурки из конструктора «Лего».
Окончательное построение игрушек можно обыграть. Появляется игрушечный гость. Пусть это будет новая кукла. Взрослый ведет куклу. Она останавливается перед построенными игрушками.
Можно предложить ребенку самому определить место для куклы.

Игрушки в домике

Эта игра похожа на предыдущую, но связана с освоением линованной плоскости. Лист бумаги расчерчивается на квадраты. Это «квартиры» игрушек. Игрушки заселяются туда в соответствии с «ордерами». Такая работа похожа на работу в тетради. Лист лежит перед ребенком, а взрослый диктует: слоненок заселился в клеточку в верхнем левом углу, слева от него – тигренок и т. д.
Сначала заселение игрушек осуществляется с ориентиром на другие игрушки. Потом можно перейти к свободной «диктовке»: третья клеточка в первом ряду – здесь живет жираф, на две клеточки правее живет кенгуру.
Когда ребенок уже не делает ошибок при подобном заполнении разлинованного поля, лист бумаги можно уменьшить, а количество клеточек добавить.
 


        В другом варианте на листе располагают рядами разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, овалы. Диктант усложняется за счет указания фигуры: лисенок живет справа от слоненка в квадрате. Непосредственно рядом с «квартиркой» лисенка располагается круг, а квадрат – следующая за кругом фигура. Ребенок должен сориентироваться, что надо искать нужную фигуру справа, и «опознать» ее.

По материалам издания «Дошкольное образование» 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий