пятница, 3 мая 2013 г.

Словесные логические задачи


Словесные логические задачи
Кроме невербальных задач, существуют вербальные (словесные) логические задачи. По мнению Марины Аромштам, способность ребенка к их решению во многом зависит от уровня развития его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом упирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития детей. Рассмотрим задачи на дополнение словесного ряда.
Задачи на подбор слов с противоположным значением
Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению. Упражнение можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им на уроках русского языка.
Слова, обозначающие людей, предметы, явления
(имена существительные)
Вопросы: Кто? Что?
Мама – папа
День – ночь
Утро – вечер
Зима – лето
Солнце – луна
Дождь – солнце
Мальчик – девочка
Мужчина – женщина
Брат – сестра
Жара – холод и др.


Слова – признаки предметов и явлений
 (имена прилагательные)
Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Злой – добрый
Плохой – хороший
Высокий – низкий
Толстый – тонкий
Холодный – теплый
Грустный – веселый
Горький – сладкий
Слова – признаки можно задавать, ориентируясь на вопрос какой? (горький – сладкий), а можно – ориентируясь на вопросы какая?, какое?, какие? (горькая – сладкая). Тогда ребенок, подбирая пару, вынужден будет учитывать еще и эту особенность слова.
Слова – действия и слова – состояния
(глаголы)
Вопросы: Что делать? Что сделать?
Смеяться – плакать
Засмеяться – заплакать
Ненавидеть – любить
Молчать – кричать
Взлетать – приземляться
Намочить – высушить



Слова – признаки действия
 (наречия)
Вопрос: Как?
Горячо – холодно
Тяжело – легко
Высоко – низко
Глубоко – мелко
Широко – узко
Далеко – близко
Шершаво – гладко
Есть пары слов, каждое из которых хорошо известно ребенку и присутствует в его речи. Но, бывает, что одно из слов уже «обжилось» в активном словаре ребенка, а другое – нет. Это надо учитывать, предлагая словесную игру. Например, слова «красивый», «красиво» ребенку хорошо знакомы. А вот  словом «уродливый» он не пользуется. Поэтому задавать нужно именно «Уродливый». Точно так же выстраивать пары «покатый – крутой», «шершавый – гладкий».
Самой трудной группой для подбора слов является группа глаголов. Во-первых, наиболее удобный способ подобрать к глаголу пару с противоположным значением – это употребить то же самое слово с частицей «не». И эта пара будет не только самой легкой, но и самой точной, с точки зрения поставленной задачи. Но задача игры – не просто подобрать словесную пару с противоположным значением, но и работать над расширением словарного запаса детей. Поэтому нужно сразу оговорить условие: слова с частицей «не» не использовать.





Комментариев нет:

Отправить комментарий