вторник, 26 ноября 2013 г.

Развиваем речь ребёнка


Грамматический строй речи
Игра 1.
Цели. Учить ребенка образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.
Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, ме­бель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объяс­няет, что маленькие предметы мы называем по-другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку поиграть.
Он рассказывает :
Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от су­ществительных
куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.
В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы существительного (например, туфлички, пальтичко, кресличко и пр.) взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант: туфлички или туфельки! И только если ребенок не может сделать вы­бор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ре­бенка несколько раз её повторить.


Игра 2.
Цели. Учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени, подбиратьсуществительное соответствующего рода к предложенной форме глагола.
Содержание. Взрослый рассказывает малышу о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша, и просит дога­даться, про кого — мальчика или девочку — он сейчас скажет:
Ходила — ходил. Бегала — бегал. Играла — играл. Прыга­ла — прыгал. Плавала — плавал. Ел — ела. Рисовал — ри­совала и т. п.
Когда ребенок будет безошибочно показывать на нужную кар­тинку (мальчик или девочка) и делать это сознательно, можно пере­ходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговаривается с ребен­ком, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый го­ворит:
Ползала — ползал. Прыгала — прыгал. Летала — летал. Пла­вал — плавала.
После подбора существительного к глаголу правильное сочетание слов повторяется ребенком несколько раз (прыгала лягушка; прыгал зайчик).


Игра 3.
Цели. Учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени, подбиратьсуществительное соответствующего рода к предложенной форме глагола.
Содержание. Взрослый рассказывает малышу о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша, и просит дога­даться, про кого — мальчика или девочку — он сейчас скажет:
Ходила — ходил. Бегала — бегал. Играла — играл. Прыга­ла — прыгал. Плавала — плавал. Ел — ела. Рисовал — ри­совала и т. п.
Когда ребенок будет безошибочно показывать на нужную кар­тинку (мальчик или девочка) и делать это сознательно, можно пере­ходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговаривается с ребен­ком, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый го­ворит:
Ползала — ползал. Прыгала — прыгал. Летала — летал. Пла­вал — плавала.
После подбора существительного к глаголу правильное сочетание слов повторяется ребенком несколько раз {прыгала лягушка; прыгал зайчик).

Игра 4.
Цели. Учить ребенка дифференцировать вопросы кого? что? в за­висимости от одушевленности — неодушевленности существительного; учить изменять форму одушевленных существительных, употребляя их в винительном падеже единственного числа; учить строить 3-словную фразу в соответствии с поставленным вопросом.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку представить, что они отправились на прогулку в лес, а затем подумать и перечислить, кого можно увидеть в лесу. После подбора 5—6 существительных следует вопрос: что можно увидеть в лесу! С помощью взрослого ребенок подбирает и пытается запомнить эти слова.
Аналогично подбирается 5—6 существительных к вопросам:
—    Кого можно увидеть в зоопарке?
—    Что можно увидеть в зоопарке?
—    Кого можно увидеть на улице?
—    Что можно увидеть на улице?
Взрослый постоянно контролирует соответствие подбираемых слов вопросам. Следует напоминать ребенку правило:


         Кого? Кто? -                       так мы говорим про живое;
         Что? -                                  так мы говорим про неживое.

       После закрепления этого правила (когда ребенок перестает допус­кать ошибки) взрослый просит малыша правильно построить предло­жение (понятия слово, предложение к этому времени уже уточнены логопедом группы) и точно ответить на вопросы:
Кого ищет девочка? — Что ищет девочка? — Кого потерял Миша? — Что потерял Миша? — Кого поднимает Ваня? — Что поднимает Ваня? — Кого купила мама? — Что купила мама? — Кого увидел папа? — Что увидел папа? — Кого рас­чёсывала Лена? — Что расчёсывала Лена? — Кого несёт Ди­ма? — Что несет Дима? И т.п.
Упражнение продолжается до исчезновения ошибок.

Игра 5.

     Цели. Учить ребенка воспринимать и различать на слух глаголы единственного и множественного числа; учить подбирать к глаголу существительное в единственном или множественном числе в соответ­ствии с числом глагола.
Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки и догадаться, о ком говорится:         играет — играют; идёт — идут; поёт — поют; рисует — ри­суют; несёт — несут; говорит — говорят; сидит — сидят; отвечает — отвечают и т. п.
После того как ребенок начнет уверенно и безошибочно указывать на нужную картинку, можно переходить к подбору подходящего су­ществительного в соответствующей форме. Для этого взрослый пред­лагает малышу внимательно послушать слово, особенно его конец, и догадаться, о ком (звери, насекомые, птицы...) или о чём так говорят:
рычит — рычат; летает — летают; мычат — мычит; полза­ет — ползают; плавают — плавает; прыгают — прыгает; пищат — пищит; шумят — шумит; убегает — убегают; кар­кают — каркает; лают — лает; спят — спит; стрекочут — стрекочет и т. п.


Игра 6.
   Цели. Учить ребенка правильно подбирать числительные один или одна к существительному и наоборот — существительное к числитель­ному.
   Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинке: мебель, посуду, овощи, фрукты, игрушки, затем — только съедобное. После этого просит послушать, как по-разному говорится про некоторые предметы:
один кубик, но одна кукла;
один половник, но одна кастрюля.
Затем ребенку предлагается выбрать только те предметы, про ко­торые можно сказать одна. Когда все предметы правильно названы, можно выбирать те существительные, про которые мы говорим один. Цель упражнения считается достигнутой тогда, когда малыш сможет самостоятельно выйти за рамки наглядности, то есть назвать другие предметы, про которые мы говорим один или одна.
Игра 7.
Цели. Учить ребенка образовывать существительные в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном па­деже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на картинку и говорит: «В чашке — чай, в стакане — сок, значит, я могу выпить чашку чая и стакан. сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а малыш преобразует форму названных существительных, изменяя падеж на ро­дительный. Например: В стакане кефир, а в чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и чашку ряженки.
Варианты слов для игры:
лимонад, компот, молоко, вода, кисель, фанта, морс и т. п.
Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не почувствует раз­ницу между падежными формами одного и того же слова и не будет правильно изменять существительное.

    Игра 8. 
Цели. Учить ребенка правильно образовывать форму родительного падежа единственного числа существительного с предлогом У.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:
—    У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у де­душки).        
—    У кого сильные руки?
—    У кого копыта? лапы? ноги? шерсть? щетина? рога? длин­ный хвост? длинные уши? когти? вымя? пятачок? полосатая шкура? пятнистая шкура? И т.п.

Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос кого?) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: Тигр или тигра — как правильно! Если и после этого ответ ребенка неверен, взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный ва­риант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы осущест­вить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий