Требования к уроку в
специальной (коррекционной) школе VIII вида
1. Учитель
должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2. Урок
должен быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом
уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4. Излагаемый
материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с
жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом
уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
6. На уроке
должны осуществляться межпредметные связи.
7. Урок
должен быть оснащен:
o техническими
средствами обучения;
o дидактическим
материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений,
перфокарты, перфоконверты и т.п.);
o весь
материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой
урока.
8. На уроке
должны осуществляться инновационные процессы.
9. Необходимо
введение в обучение компьютеров.
10. На уроке
должен строго соблюдаться охранительный режим:
o проведение
физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
o соответствие
мебели возрасту детей;
o соответствие
дидактического материала по размеру и цвету;
o соответствие
учебной нагрузки возрасту ребенка;
o соблюдение
санитарно-гигиенических требований.
11. Урок
должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
o оказывать
всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
o способствовать
социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
При подготовке к уроку следует помнить:
1. Тема
урока.
2. Тип
урока.
3. Основная
цель урока.
4. Задачи
урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
5. Как все
этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
6. Формы и
методы обучения.
7. Оценка
учащихся.
8. Анализ
урока.
Типы уроков
1. Урок
изучения нового материала.
2. Урок
закрепления знаний.
3. Урок
обобщения и систематизации знаний.
4. Урок
проверки и оценки знаний.
5. Комбинированный
урок.
6. Урок-игра.
7. Урок-экскурсия.
8. Урок-диалог.
Этапы урока
1. Организация
начала урока.
2. Проверка
домашнего задания.
3. Подготовка
учащихся к усвоению новых знаний.
4. Изучение
нового материала.
5. Первичная
проверка усвоения знаний.
6. Закрепление
знаний.
7. Обобщение
и систематизация знаний.
8. Контроль
и проверка знаний.
9. Подведение
итогов урока.
10. Информация
о домашнем задании и выставление оценок.
Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.
Образовательные задачи:
• формировать
(формирование) у учащихся представления о …;
• выявить
(выявлять)…;
• знакомить,
познакомить, продолжать знакомить…;
• уточнить…;
• расширить…;
• обобщить…;
• систематизировать…;
• дифференцировать…;
• учить
применять на практике…;
• учить
пользоваться…;
• тренировать…;
• проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
• корригировать
внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания,
увеличение объема внимания) путем выполнения…;
• коррекция
и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция,
анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и
обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и
монологическая речь) через выполнение…;
• коррекция
и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами,
сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
• коррекция
и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
• коррекция
и развитие зрительных восприятий…;
• развитие
слухового восприятия…;
• коррекция
и развитие тактильного восприятия…;
• коррекция
и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие
ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
• коррекция
и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление
главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей,
планирующая функция мышления)…;
• коррекция
и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков
самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
• воспитывать
интерес к учебе, предмету;
• воспитывать
умение работать в парах, в команде;
• воспитывать
самостоятельность;
• воспитывать
нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение
сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока,
подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала
– дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить
и т.п.
Методы обучения:
• объяснение;
• рассказ;
• демонстрация;
• наблюдение;
• работа с
книгой;
• игра;
• упражнение;
• лабораторно-практическая
работа;
• практическая
работа;
• самостоятельная
работа;
• применение
технических средств обучения;
• программированное
обучение;
• проблемное
обучение.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода
упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись
условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за
правильностью выполнения задания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий